Search 

"Знание свободного человека - дороже всего." Еврипид

Рецепты для бизнес–лидеров. Джером Групман

Рецепты для бизнес–лидеров. Джером Групман

Врачи, как и руководители компаний, ошибаются.

Не обошли этот вопрос вниманием и в научном мире: в 1999 году Институт медицины США опубликовал вызвавшую широкий резонанс статью «Человеку свойственно ошибаться». Руководители медучреждений учли рекомендации Института медицины и обратились к опыту других отраслей, в том числе ядерной энергетики и гражданской авиации, где риск ошибиться очень велик.

Однако ошибки довольно редко возникают из-за неверных действий. Чаще всего они связаны с неправильными решениями. Хронические головные боли у ребенка вызваны не «напряженной обстановкой в семье», а опухолью мозга, в такого рода диагностическом промахе «виноват» ход мысли врача, а вовсе не технический сбой. В 2007 году в медицинских кругах развернулись дебаты о том, как предотвратить ошибочные заключения. На этот раз примеры из делового мира помочь уже не смогли. А вот руководителям компаний, напротив стоило бы взять на вооружение  стратегии медиков.

Опытные врачи, подобно директорам фирм, считают, что могут самостоятельно принимать решения; они гордятся умением оценивать ситуацию и давать точные рекомендации. Их решения проходят примерно тот же путь, что и решения руководителей фирм. Однако, в отличие от большинства компаний, в больницах регулярно проводят совещания, на которых все доктора и практиканты – от главврача до студента – разбирают неудачные случаи. На этих встречах не только говорят о здоровье пациентов, но и анализируют ход мысли врача, допустившего оплошность.

Медики используют достижения когнитивных психологов, в частности Амоса Тверски и Дэниела Канемана, которые три десятилетия назад исследовали эвристические приемы, упрощающие процесс принятия решений. Эвристикой объясняется 15 – 20% наших ошибок. Я изучил множество неверных диагнозов и пришел к выводу, что даже самые опытные врачи подвержены так называемому эффекту якорения, или фиксации на известном: изучая клиническую картину, они невольно зацикливаются на тех моментах, которые сразу же бросаются в глаза. Точно так же медики вспоминают яркие случаи из своей практики и воспринимают конкретную ситуацию по аналогии с ними – это так называемая ошибка доступности. Другая когнитивная ловушка – ошибка приписывания. Она заключается в том, что у врача есть некий стереотип, под который он «подгоняет» все жалобы пациента. Менопауза, старость, стресс – вот чем доктора объясняют неопределенные симптомы, вместо того чтобы копнуть глубже.

Современный врач – это уже не авторитарный, не приемлющий критики и самоанализа человек.

Недавно я спросил руководителей компаний из разных отраслей – банковской, промышленного производства, недвижимости, – как они борются с ошибками. Оказалось, что процесс принятия решений обсуждается очень редко. так же редко подчиненные оспаривают действия высшего руководства. Более того, до сих пор считается, что директора должны быстро принимать самостоятельные решения – а ведь они не знают о нашей врожденной склонности к когнитивным искажениям. Руководителям стоит проводить у себя в компаниях совещания, подобные тем, что регулярно проходят в больницах. Топ–менеджерам, в том числе генеральному директору, не помешало бы освоить методы самоанализа, которыми уже овладели врачи. Неверные решения медиков могут привести к смерти пациента. Аналогичные когнитивные ошибки руководителей компании могут сильно повлиять на будущее организации в целом, ее сотрудников и самого генерального директора. 

Журнал «Harvard Business Review» Россия, март 2008,– 130 с.

Стр. 21 – 22